Психофизиологические особенности поведения ребёнка на дороге

Среди участников дорожного движения – водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребёнок. Во многих ДТП он – основной виновник. Из общего числа детей, попавших в ДТП, - 15 – 17 % - дети дошкольного возраста. Из общего количества погибших детей подавляющее большинство - дети дошкольного и младшего школь­ного возраста.

Дошкольники наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Дети не обладают теми же предпосылками для обучения безопасному поведению при движении на транспорте и дороге, как взрослые. Дети дошкольного возраста не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, в разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Они не обладают способностью взрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и расстояния. Слух и зрение детей развиты в недостаточной степени. Они, в частности, не могут переместить свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот с такой же скоростью, как взрослые. Им трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Небольшой рост ребенка не позволяет ему получить полный обзор дорожного движения, что естественно для взрослого человека. Способность осуществлять одновременно несколько действий развита в недостаточной степени у ребенка младшего возраста. Дети не обладают способностью делать выводы общего характера из своего обучения, т.е. они не могут перенести, например, правила правильного пе­рехода дороги с того места, где они этому научились, на все другие места, где они должны переходить дорогу.

Рост ребенка - серьезное препятствие и для своевременного обнаружения его водителем на дороге. Из-за стоящего транспортного средства, стоящей группы пе­шеходов, сугробов снега он не виден водителю, который находится на дороге.

Дети иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть дороги. Так, взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию, а дети же начинают наблюдение, только подходя к краю проезжей части.

Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или им­пульсивность поведения детей. На них большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части.

Потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, недо­оценка обстановки, недостаточные знания об источниках повышенной опасности на дороге, а иногда и просто интерес к окружающей его обстановке могут привести к печальным последствиям.

Дети по-разному реагируют на различные виды транспортных средств. При при­ближении большого грузовика, автобуса, трамвая, даже если они движутся с небольшой скоростью, ребенок не рискует пересекать проезжую часть дороги, но недооценивает опасность небольших размеров - легковых автомобилей и особенно мотоциклов, которые приближаются с высокой скоростью. Порой они считают, что автомобиль можно остановить мгновенно.

Все перечисленные психофизиологические особенности ребенка говорят о том, что невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путем обучения, к ним нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного поведения на дороге.

Дети дошкольного возраста никогда не бывают нарушителями правил дорожного движения сознательно. Их неожиданное появление на дороге, столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорте - это наглядное проявление возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Следовательно, по своим психофизиологическим особенностям ребенок дошкольного возраста сам, сознательно выполняя все правила и требования правил для пешеходов, перейти правильно и безопасно проезжую часть не может.

Правила дорожного движения мало приспособлены к психофизиологическим особенностям детей. Ребенку дошкольного возраста требуется больше времени и энергии на решение любой дорожно-транспортной ситуации, чем даже школьнику младших классов. Его здоровье, невротические расстройства, вызывающие заторможенное или расторможенное состояние, конфликт с родителями или друзьями, перенасыщенность телевизионной информацией увеличивают риск несчастного случая. Да и в организме здорового ребенка каждый миг могут происходить какие-либо изменения.

Для того чтобы действовать сообразно целям, мероприятия по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения должны проводиться сообразно способностям ребенка в данное время поддаваться обучению.

При обучении надо учитывать и такие факторы, как возраст и индивидуальные способности. Некоторые особенности являются характерными для определенного возраста, а некоторые обусловлены индивидуальным темпераментом ребенка, его способностями, потребностями и другими свойствами личности.

В дошкольном возрасте ребенок активен в усвоении новых знаний, он постоянно стремится что-то сделать сам и многие предметы делает своими руками.

Можно выделить ряд факторов, способствующих участию детей в ДТП:

- рассеянное внимание;

- забывание правил поведения на улице;

- снижение обзора во время непогоды из-за зонта, поднятого воротника, ка­пюшона;

- плохое состояние дорожного покрытия;

- эмоциональное состояние;

- отвлечение внимания от транспортных средств, представляющих опасность;

- более узкий угол зрения, чем у взрослого человека: у 6-летнего ребенка он 10 раз меньше, чем у взрослого, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20-22°, а в вертикальной - 12-15°. Рост угла зрения продолжается до 20 лет;

- время реакции ребенка (время от начала обнаружения опасности до начала действия) значительно больше, чем у взрослого человека. Так, у взрослого оно составляет 0,6-0,8 с, а у дошкольника 1,3-1,5 с;

- чем опаснее ситуация, тем медленнее и неправильнее принимает ребенок, решение, он теряется;

- клетки коры головного мозга легко истощаются, у ребенка быстро наступает состояние утомления и рассеянности;

- отсутствие контроля взрослых (появление одного ребенка на дороге должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).

Ситуации, в которых дети наиболее уязвимы:

- переход проезжей части дороги;

- посещение магазинов и образовательных учреждений;

- подвижные игры около дорог;

- езда на велосипедах, самокатах, коньках, лыжах в опасных местах у дорог;

- игры с наступлением темноты;

- ослепление фарами;

- зимнее состояние дорожного покрытия;

- яркое солнце и белый снег создают эффект бликов, ребенок как бы «ослепляется»;

-буксующее рядом с ребенком транспортное средство, движение его юзом или занос транспортного средства;

- несвоевременный выход в образовательное учреждение. Ребенок должен выйти из дома заранее, особенно, если ему надо переходить проезжую часть.

Психофизиологические характеристики ребенка очень многообразны. Каждый ребенок уникален и непредсказуем. Прежде чем решать проблему предупреждения детского травматизма и обучать ребенка безопасному поведению на дороге, воспитателям, учителям и родителям надо хорошо усвоить возрастные и психофи­зиологические особенности характера своего ребенка.

Роль семьи в воспитании у детей навыков дисциплинированного поведения

Роль семьи в воспитании ребёнка трудно переоценить. С точки зрения ребёнка всё, что делают мама и папа – правильно и лучше не бывает. Родители ребёнка в возрасте до 7 лет являются образцом поведения, и только более взрослые дети начинают критически оценивать поведение членов своей семьи. Именно в возрасте до 7 лет, когда родители ребенка еще водят его по улице за руку, систематическая, повседневная тренировка в движении, с постоянным личным примером всех членов семьи (об этом папа или мама обязаны напоминать другим членам семьи) могут создавать положительные или отрицательные привычки в правилах поведения на дороге. Об этом должны помнить все, когда они с ребенком делают первый шаг на проезжую часть дороги.

Любой член семьи с ребенком, которого он держит за руку, или ребенок держится за их сумку, может перебегать проезжую часть в неположенном месте или на красный сигнал светофора. О том, что произошло нарушение правил, взрослый знает, а ребенок или не знает, или предупреждает взрослого: «А нам воспитательница говорила, что по красному сигналу светофора переходить проезжую часть нельзя». В любом случае он в своем сознании эту дорожную ситуацию зафиксирует. Если можно с папой (мамой, дедушкой, бабушкой или старшим братом) - значит, так можно вообще; если ничего не случилось при этом переходе, значит, ничего никогда не случится. И еще хуже, если так сделали мама или папа - значит, так надо делать всегда. Все члены семьи этого ребенка,

ПОМНИТЕ!

Вы закладываете отрицательное отношение и отрицательные привычки нарушать правила безопасного поведения на дороге — основу возможной будущей трагедии.

По своим психофизиологическим особенностям дошкольник сам, даже сознательно выполняя все правила для пешехода, ходить по дороге и переходить проезжую часть не может. Однако жизнь диктует свои условия, и родители, под давлением обстоятельств, вынуждены отпускать его одного. В этом случае один из членов семьи, держа ребенка за руку, проходит весь маршрут и объясняет порядок его прохождения. Затем ребенок должен взрослого члена семьи провести по маршруту в детский сад и обратно, а взрослые должны слушать ребенка, который поясняет и указывает на то, как надо идти. После этого несколько раз ребенок ходит сам, но под визуальным контролем взрослого. Ребенок при этом не должен знать, что за ним ведется контроль.

Все эти действия не дают абсолютно никаких гарантий, что все будет хорошо, но такая целенаправленная деятельность родителей создает в них хоть какую-то уверенность в безопасности ребенка. Кроме того, родитель может себе сказать: «Я сделал все, чтобы мой ребенок безопасно ходил самостоятельно».

Уважаемые родители!

Не жалейте времени на обучение детей законам дорог.

(использована литература: Клочанов Н.И. Дорога, ребёнок, безопасность. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.)


Возврат к списку