«Физическое развитие и профилактика плоскостопия у детей раннего возраста»

Второй год жизни малыша — время очень интересное, период его активного и динамичного развития. Еще со­всем недавно он был беспомощным существом, а сегодня это уже личность — разумная и весьма самостоятельная.

Ребенок научился самостоятельно ходить, и теперь вся его жизнь — сплошное исследование окружающего мира. Очень важно не мешать ему в этом исследовании: запре­щать малышу нужно только те действия, которые действи­тельно опасны для его жизни и здоровья.

Конечно, нам, взрослым, гораздо проще жить, когда ребенок тихонько сидит на диване или на ковре на полу и играет в какие-нибудь тихие игры. Но малыша мало беспокоит наше спо­койствие! Он хочет развиваться, познавать мир, активно изучать все, что попадается ему на глаза и под руку. И мы должны пойти ему навстречу, как бы хлопотно порой это ни было.

Походка детей второго года жизни выглядит не­уклюжей. Дело в том, что центр тяжести тела ре­бенка пока находится выше, чем у старших детей, поэтому ему нелегко удерживать равновесие. Кроме того, работа мышц у малыша еще недоста­точно согласована, поэтому его ходьба нерит­мична: то он бежит, то замедляет шаг. Только к трем годам у малыша вырабатывается индивиду­альная походка, которая потом и останется у него на всю жизнь.

Бегают в этом возрасте малыши мелкими, семе­нящими шагами, отталкиваясь всей ступней, что тоже выглядит немного смешно и неуклюже. Они еще часто падают, но при падениях, как правило, практически не ударяются, легко вскакивают на ноги и бегут дальше.

Лучше других двигательных навыков разви­то лазание: двухлетний малыш легко перелеза­ет через различные предметы, подползает под них, поднимается в гору и спускается вниз. В этом возрасте ребенок уже легко осваивает бросание. Правда, сперва он бросает мячик только кистями рук, но правильный замах с по­воротом туловища в сторону бросающей руки развивается быстро.

В целом же двухлетний ребенок еще очень нелов­кий, поэтому основная задача родителей со­стоит в том, чтобы усовершенствовать у него общие движения, развить чувство равнове­сия, координацию и ловкость.

Что он умеет?

В первом полугодии второго года жизни ребенка со­вершенствуются его двигательные навыки. Он уже может подолгу ходить, не присаживаясь, приседает, наклоняет­ся, поворачивается, пятится, может перешагнуть через невысокое препятствие.

Во втором полугодии у малыша совершенствуется ко­ординация движений, он становится все более ловким, может пройти по доске шириной 15-29 см, приподнятой над полом на 15-20 см, перешагивая через препятствия че­редующимся шагом.

К 2 годам малыш преодо­левает препятствия, чередуя шаг.

На втором году жизни малыша пора начинать трени­ровать точные движения рук — это очень важно для его умственного развития. Поможет тренировке малой мото­рики пальчиковая гимнастика (Книга).

Лучший метод физических занятий с двухлетним ре­бенком — подвижные игры. В процессе таких игр дети много бегают, ползают, выполняют сложные движения, и в то же время у них развиваются настойчивость, уверен­ность в себе, фантазия и умение принимать самостоятель­ные решения.

Ну и, конечно, необходимо продолжать делать ему массаж, заниматься гимнастикой.

Особенности массажа в возрасте от 1 до 2 лет

При массаже ребенка второго года жизни особое вни­мание нужно уделять тем мышцам и органам, которые несут большую нагрузку (связанную с тем, что малыш учится ходить).

Прежде всего, необходимо укреплять мышцы спины, живота и ног, готовить мышечно-связочный аппарат ма­лыша к новым нагрузкам, чтобы избежать в будущем на­рушения осанки, искривлений ног, плоскостопия.

Для улучшения деятельности органов дыхания сле­дует массировать грудную клетку — сзади и спереди.

Известно, что существует тесная связь между разви­тием тонких движений пальцев ребенка и его умственным развитием, развитием речи. Поэтому необходимо актив­но массировать ему ручки.

А сейчас хотелось бы подробнее остановиться на вопросе – что же такое плоскостопие, каковы его причины и предупреждение и профилактика плоскостопия?

С научной точки зрения плоскостопие –это деформация стопы, характеризующаяся уплотнением её сводов. Это одно из тяжелых ортопедических заболеваний. Если ребенок стоит, то область внутреннего свода касается поверхности опоры и на него падает общий вес тела. Расположенные на уровне свода мышцы, сосуды и нервы растягиваются, вследствие чего возникают неприятные ощущения в стопах и мышцах голени: чувство усталости, онемения и даже боли.

Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.

На первый взгляд стопа ребенка это та же стопа взрослого, только в уменьшенном виде. Однако при более детальном рассмотрении выясняется, что это не так. Стопа ребенка плоская, но это не значит, что все дети плоскостопные. Стопа в промежутке «ребенок-взрослый» проходит ряд метаморфоз, формируясь в полноценный функциональный орган человеческого скелета.

С рождения у ребенка своды стопы заполнены подкожным жиром, поэтому отпечаток ребенка всегда будет плоским. Правильное формирование стопы начинается вместе с первыми шагами младенца. И уже к трем-четырём годам кости, мышцы и сам внешний вид приобретают очертания взрослой стопы, что позволяет малышу дольше находиться на ногах. Чем старше ребенок, тем лучше виден просвет свода стопы. В некоторых случаях стопа формируется неправильно и возникает плоскостопие. Тем не менее, если в детстве стопа сформировалась правильно, человек все же не застрахован от этого недуга в будущем.

Плоскостопие у детей и его симптомы

Чаще всего плоскостопие определяется врачом с помощью плантографии. Стопы пациента намазывают специальным раствором, после чего он становится на чистые листы бумаги. Исследуется сам окрашенный отпечаток. Этот метод хорошо подходит для взрослых. У детей, в силу возрастных особенностей стопы при использовании данной методики может быть допущена ошибка.

В домашних условиях родители самостоятельно могут выявить следующие признаки плоскостопия у детей:

Ребенок при ходьбе выворачивает носки стопы наружу - косолапит. Такое бывает при вальгусном плоскостопии у детей. Это может быть следствием того, что мускулатура ноги слаба и ребенок не может поддерживать правильное положение стопы. Правильным положением стоп для ребенка будет такое, при котором они параллельны. Ребенок при ходьбе наступает на внутренний край стопы. Такая походка заметна и хорошо различима.

При обнаружении у своего ребенка хотя бы одно из признаков, следует обратиться к врачу.

Причины плоскостопия:

-слабость мышц или их перегрузка. Чаще всего оно развивается у детей ослабленных, часто болеющих, страдающих хроническими заболеваниями.

-раннее вставание на ноги, быстрое нарастание веса, неправильная постановка стоп при ходьбе (носками наружу).

-неправильная подобранная обувь, совсем без каблука или на очень высоком каблуке, с недостаточно гибкой подошвой.

- незначительная двигательная активность детей (это актуально для нашего времени в век высоких технологий, когда дети большую часть времени проводят за компьютером, телевизором, т.е. мало двигаются)

-неправильное питание

Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, не могут долго стоять или ходить, жалуются на боль в нога и в спине, в ряде случаев развивается нарушение осанки и сколиоз(при одностороннем плоскостопии).

Для профилактики и предупреждения плоскостопия очень важно:

-профилактика и лечение рахита и прочих неврологических заболеваний, которые могут спровоцировать плоскостопие.

- соблюдать гигиену стопы (ежедневное обмывание ног прокладной водой и последующий массаж).

- носить рациональную обувь ( с крепким задником, мягким супинатором, с широким и невысоким каблуком - до 0,5 см, предпочтение желательно отдать кожаной обуви, носок должен быть широким, подошва должна быть гибкой, хорошо гнуться при ходьбе). Тапочки, кеды, чешки», сандалии, необходимые для физкультуры и музыкальных занятий. Нельзя носить их постоянно, с утра до вечера. Ребенку также, не следует донашивать чужую обувь –разношенная обувь будет неправильно распределять нагрузку на стопы.

-летом дайте малышу побегать босиком, особенно по неровной поверхности, по песку- это превосходная гимнастика для ног.

-следите за его походкой: не давайте раскачиваться, разводить в сторону носки, пусть ставит ступни параллельно.

-для правильного формирования стопы немаловажным является правильное питание. Важно обеспечивать правильный фосфорно-калиевый обмен, наличие витамина Д.

Основное (и самое верное!) средство лечения и профилактики плоскостопия - укрепление мышц, поддерживающих свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений.

Переходим к гимнастике. Обязательным элементом гимнастики у детей второго года жизни должна быть ходьба. Задача родителей –добиться , чтобы ходьба малыша была правильной. Что это означает? При правильной ходьбе стопы ребенка расстав­лены нешироко и двигаются параллельно, внутренний край стопы приподнят. Неправильная установка стоп часто при­водит к появлению плоскостопия и деформаций ног.

Далее мы приводим несколько игр-упражнений для воспитания правильной ходьбы:

Ходьба по узкой дорожке

На полу обозначьте мелком (или любым другим дос­тупным способом, например, огородите веревками) до­рожку шириной 30 см — и предложите ребенку самосто­ятельно пройти по ней, сохраняя равновесие.

Повторяйте упражнение по 5-6 раз.

В дальнейшем дорожку постепенно (на 1-2 см) сужай­те до 10см.

Ходьба в различном темпе

Перед началом упражнения поговорите с малышом. Расскажите ему, что большие животные (например, слон) ходят медленно, а маленькие (например, мышка) бегают быстро. Предложите ему ходить в разном темпе — то мед­ленно и тяжело, как слон, то быстро и легко, как мышка. Отбивайте ритм ходьбы в ладоши.

Делайте упражнение до тех пор, пока малыш повторя­ет его с удовольствием.

Перешагивание через препятствия

Научите ребенка ходить, высоко поднимая ноги. По­ложите на пол две палочки (или начертите мелом две линии на полу) на расстоянии 10-20 см друг от друга. Предложите малышу ходить туда и обратно, перешагивая через палочки (линии), высоко поднимая ноги.

Когда он усвоит упражнение, положите на таком же расстоянии друг от друга два предмета высотой примерно 10-15 см и попросите малыша ходить, перешагивая через предметы.

Повторяйте упражнение, пока малыш делает это с удо­вольствием.

Кто так ходит?

Ходьба на четвереньках замечательно укрепляет все мышцы туловища, рук и ног, развивает координацию дви­жений. Научите ребенка подражать ходьбе различных жи­вотных.

Собачка. Ребенок ходит на четвереньках по комнате, подражая собаке.

Бычок. Малыш ходит на четвереньках, поворачивая голову направо и налево, при ходьбе протяжно произно­сит звук «му-у», подражая бычку.

Козлик. Ребенок передвигаться по полу на четверень­ках мелкими прыжками, подражая козленку и произнося «бэ-э».

Поздоровайся с игрушкой

Поставьте посередине комнаты стул, а на расстоянии примерно 1,5-2 м от него — другой стул, на который по­садите любимую игрушку малыша. Задача малыша: про­лезть на четвереньках под стулом, затем выпрямиться и поздороваться с дорогой сердцу игрушкой.

Упражнения для коррекции стопы

1. Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1-3 минут.

2. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2 -5 минут.

3. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.

4. Ходьба по палке.

5. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.

6. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2-4 минут.

7. Медленное приседание на мяче с опорой на стул или, балансируя разведенными в сторону руками.

8. Медленное приседание на гимнастической палке с опорой на стул.

9. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.

10. Захват, поднимание и перекатывание палочек, кубиков или небольших бумажных тканевых салфеток пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).

Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы.

Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольных учреждениях.

Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практи­ковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде, в теплое время года ходить босиком по грунту, а закаленным вплоть до бега по снегу, в зимний период года кататься на коньках и лыжах, организовывать подвижные игры.

Первые шаги ребенок должен учиться делать не в пинетках и не босиком, обязательно в ботинках, фиксирующих пятку и голеностопный сустав.

До трехлетнего возраста ребенок должен ходить в обуви, фиксирующей голеностопный сустав, важен не высокий каблук, а высокий задник у ботинка. Если ребенок до 2 - 3 лет ходит дома в шерстяных носках или мягких тапочках, то у него обязательно разовьется вальгусная установка стопы, когда вся стопа смещена относительно голени.


Возврат к списку